г. Санкт-Петербург, Арцеуловская аллея д.23, кор.1 помещение 1437
sales@kirishigroup.ru

+7 (812) 339-54-52
многоканальный
Новости Кириши Групп

Где у бензина границы

16 Апреля 2024

Практически месяц назад, когда выпуск бензина в России серьезно упал из-за атак украинских дронов, в своей колонке я предлагал нарастить импорт топлива из Белоруссии и увеличить бюджетные субсидии для НПЗ (см. “Ъ” от 19 марта). С тех пор правительство довольно умело провело отрасль через наиболее острую стадию потенциального бензинового кризиса, заставив нефтяные компании дозагрузить заводы, улучшив логистику за счет предоставления бензину приоритета при железнодорожных перевозках, а также действительно организовав импорт из Белоруссии в объеме 100 тыс. тонн бензина в месяц. 


При этом нефтяные компании смогли весьма оперативно починить больше половины пострадавших от атак установок, а недостаток топлива в конце марта — начале апреля был компенсирован из запасов.


Сейчас ситуация с точки зрения объема предложения бензина уже не выглядит такой опасной, как еще месяц назад. Однако появился новый фактор, который может нарушить баланс рынка в ближайшие месяцы,— рост цен на нефть. За последние полтора месяца цены выросли на $10, превысив на прошлой неделе $90 за баррель марки Brent впервые с октября. Поскольку рубль особенно не укрепился, рентабельность экспорта топлива из РФ существенно возросла. 


Это хорошо заметно по разнице оптовых цен на дизтопливо, экспорт которого разрешен, и на 95-й бензин, который с марта вывозить нельзя,— дизтопливо дороже на 5 тыс. руб. на тонну.

Но раз экспорт бензина закрыт, то, казалось бы, и волноваться не о чем. Однако практика показывает, что это не так: если разрыв между внутренними и экспортными ценами на бензин достаточно большой, находятся способы обойти запрет. 


Так, нефтекомпании могут сократить выпуск товарного бензина и вместо этого производить его компоненты — нафту и риформат, экспорт которых не запрещен. Попытки регуляторов запретить экспорт компонентов могут оказаться деструктивными, так как некоторые НПЗ выпускают нафту, но не имеют установок вторичной переработки для производства бензина. В таком случае запрет экспорта может привести к снижению переработки.


Собственно, наиболее простым решением проблемы было бы точечное увеличение демпфера — бюджетных субсидий для НПЗ — на выпуск бензина. Рост цен на нефть и тот факт, что рубль при этом не укрепляется, дает Минфину дополнительные бюджетные доходы, которые можно потратить на временное (в течение лета) увеличение демпфера. В противном случае Минэнерго придется в еще большей степени, чем сейчас, погружаться в ручное регулирование отрасли, в попытках отслеживать загрузку едва ли не каждой крупной установки. 


Сложно сказать, насколько такая практика может быть успешной — она сработала в этом марте на фоне президентских выборов, но не принесла особых результатов летом прошлого года, когда цены на топливо взлетели вслед за ценами на нефть на фоне ослабления рубля.




Количество показов: 773

Возврат к списку


...

Новости

17.07.2024 Путин подписал закон об индексации акцизов на автомобили и бензин
Количество показов: 84

17.07.2024 Цена бензина Аи-95 на бирже вышла на рекордные значения сентября 2023 года
Количество показов: 40

13.06.2024 Новак поручил проверить риски изменения схемы перевозки нефтепродуктов
Количество показов: 123

30.05.2024 Росстат прекратит публиковать данные по производству бензина
Количество показов: 394

24.05.2024 Росстат: За неделю топливо на АЗС немного подорожало
Количество показов: 443

20.05.2024 Правительство приостановит запрет на экспорт бензина
Количество показов: 298

07.05.2024 Выпуск бензина в последнюю неделю апреля вырос
Количество показов: 214

23.04.2024 Бензин и дизтопливо два дня подряд дорожают на бирже
Количество показов: 228

16.04.2024 Где у бензина границы
Количество показов: 813

25.03.2024 Биржевая цена бензина Аи-92 выросла за неделю на 8,1%
Количество показов: 755


Новости 1 - 10 из 182
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все

Региональные биржевые индексы

<