г. Санкт-Петербург, Арцеуловская аллея д.23, кор.1 помещение 1437
sales@kirishigroup.ru

+7 (812) 339-54-52
многоканальный
Новости Кириши Групп

ОБЗОР: Народная мудрость: если вырастет экспорт бензина в апреле - жди высоких цен в мае

17 Апреля 2018 Рынок нефтепродуктов России переживает период сильной турбулентности. В апреле стоимость топлива на бирже уже побила предыдущие рекорды, ценники на стелах АЗС стали меняться чаще и расти выше.
К середине апреля помимо традиционных внутренних причин роста цен на топливо (весенние ремонты НПЗ и сезонный спрос на бензин и дизельное топливо), прибавилось давление макроэкономических факторов - дорожающая нефть и дешевеющий рубль. В итоге топливный рынок РФ получил неожиданный "сюрприз", как всегда, в очень неподходящий момент - экспортные паритеты для российских нефтепродуктов подскочили до новых высот.
То есть экспортировать нефтепродукты сейчас гораздо выгоднее, чем продавать на внутреннем рынке, а это создает дополнительные предпосылки для дальнейшего роста цен на топливо в стране, опасаются отраслевые эксперты. Впрочем, ФАС и Минэнерго видят в произошедшем лишь временное явление и прогнозируют топливному рынку возвращение стабильности через 2-3 месяца.
ПРЕМИЯ ЗА ЭКСПОРТ
Генеральный директор "РК Интегратор" Виктор Костюков подчеркивает, что политика Минфина изымать с рынка валютные поступления при ценах на нефть свыше $40 за баррель (политика "валютного пылесоса") обернулась проблемами для внутреннего ценообразования. С начала 2017 года национальная валюта перестала быть элементом сдерживания цен на топливо, рубль лишился свойства нивелировать повышение нефтяных котировок (и их падение) за счет встречного изменения курса доллара. 
"И вот мы видим, что вспышка нефтяных цен с $68 до $71/барр. обернулась взлетом экспортных паритетов на нефтепродукты в заоблачные выси. Если же допустить, что цена нефти останется в текущем диапазоне $71-72 за баррель, а курс рубля относительно доллара удержится на уровне близком к 60 руб./$, то расчеты показывают - нетбэк на бензин (Аи-95) составит значение около 53000 руб./т. Естественно, что премиальность экспорта над внутренними ценами порядка 5 тыс. рублей будет причиной оттока товара на внешние рынки и фактором роста цен на внутреннем. Аналогичные расчеты по дизельному топливу дают оценку: нетбэк - около 47000 руб./т., премиальность экспорта - около 2,5 тыс. руб./т.", - оценивает эксперт.
"Как видим, потенциал роста биржевых цен существует. Не обязательно они взлетят также остро, как паритетные цены, но заряд велик. Естественно, не останутся в стороне розничные цены. Опубликованные Росстатом данные впервые в 2018 году фиксируют рост цен на бензин по России в среднем на 4 копейки, дизельного топлива - на 7 копеек. И это только первые шаги в весенней перестройке розничных цен", - подчеркивает В.Костюков. 
РАСЧЕТЫ ДЛЯ АЗС И БИРЖИ
Генеральный директор агентства "Аналитика товарных рынков" Михаил Турукалов отметил: цены на бензины и дизельное топливо в рознице на прошлой неделе оказались существенно ниже экспортного паритета. "В минувший четверг экспортный паритет для московского бензина составил примерно 57000 руб./т., а для дизельного топлива - около 51000 руб./т. Это рекордный уровень экспортного паритета, который установился из-за роста мировых цен на нефть и нефтепродукты и ослабления рубля, из-за геополитики. Такой уровень netback примерно соответствует цене литра бензина и дизтоплива на уровне 42,7-42,8 рубля", - оценивает он. 
"Дисконт к экспортному паритету сформировался во всех сегментах внутреннего рынка: в крупном и мелком опте, и даже в рознице. Продажа моторных топлив на внутреннем рынке для нефтяных компаний - это сплошная упущенная выгода в сравнении с экспортом. В связи с этим можно предположить, что производители вряд ли увеличат предложение нефтепродуктов на внутреннем рынке настолько, чтобы это обеспечило устойчивое снижение цен. Учитывая, что в последние годы биржевые цены догоняли экспортный паритет летом, в ближайшие месяцы на российском топливном рынке может сложиться весьма непростая ситуация. Даже если регуляторам удастся избежать физического дефицита нефтепродуктов, биржевые цены на товар все равно окажутся гораздо выше апрельских уровней", - считает М.Турукалов.
"Учитывая динамику цен на нефтепродукты в крупном и мелком опте, можно предположить, что розничный рынок находится в самом начале периода роста цен, и потенциал к удорожанию товара значителен", - добавляет он.
ЯВЛЕНИЕ ВРЕМЕННОЕ 
Замглавы отдела мониторинга ТЭК "ОМТ-Консалт" Дарья Миленина также считает, что рост экспортного паритета, безусловно, скажется на внутреннем рынке, но прежде всего влияние будет ощущаться в крупном опте, предполагает она. "В розничном секторе правительство продолжит сохранять стабильную ситуацию. Существенного ценового роста в розничном сегменте просто не допустят. Маржинальность сейчас и без того отрицательна, а реализация топлива на АЗС убыточна", - говорит она. 
Комментируя потенциал роста биржевых цен, Д.Миленина отмечает: "По некоторым оценкам, стоимость бензина Премиум-95 может достигнуть 52000 руб./т, а дизтоплива - 47000 руб./т. Однако есть мнение, что это всего лишь временное явление и участники рынка сохраняют оптимизм. Причем в мае, под влиянием падения спроса и выходом с ремонтов заводов даже есть вероятность возникновения незначительного профицита, что ослабит ценовой рост", - считает эксперт.
Представитель Минэнерго в комментарии для "Интерфакса" также склоняется к мнению, что сложившаяся ситуация с высокими нетбеками - временна: "Экспортная альтернатива краткосрочно выросла из-за роста внешних цен и курса рубля. Однако экспортная альтернатива для автомобильного бензина - лишь один из факторов, влияющих на цену розничного рынка. Цена формируется, в том числе и исходя из баланса спроса и предложения на российском рынке, где периодически возникают периоды как дисконтов, так и премий к расчетной экспортной альтернативе".
"Ситуация с реальным топливообеспечением рынка остается стабильной. Это подтверждается данными как нефтяных компаний, так и независимых АЗС. Минэнерго России на ежедневной основе мониторит ситуацию в части производства, экспорта, запасов и цен на моторное топливо. Текущий уровень накопленных запасов автобензина на НПЗ и предприятиях нефтепродуктообеспечения находится на достаточном уровне. Это позволяет уверенно войти в сезон высокого потребления, в том числе с учетом плановых ремонтов на НПЗ", - заявил представитель Минэнерго.
ТРЕНД НА ПОВЫШЕНИЕ, НО СТРЕМЛЕНИЕ - К СТАБИЛЬНОСТИ
Замглавы ФАС Анатолий Голомолзин напомнил: есть много факторов, которые влияют на цены в оптовом и розничном звене, экспортные паритеты - один из них. Текущую ситуацию с высотой экспортных паритетов нельзя назвать уникальной, подобного рода дифференциалы бывали и в прошлом, также вспоминает он. 
"Сейчас произошли изменения на фоне роста цен на нефть и падении рубля. Это говорит о том, что с учетом внешнего фактора есть тренд на повышение. Также на повышение может сыграть и рост сезонный спрос. Однако есть факторы, ведущие и к стабилизации ситуации - здесь свое влияние оказывает ценообразование, оно является гибким и поддерживает условия рыночного равновесия", - говорит он.
По его мнению, есть также факторы, влияющие на понижение - это снижающийся потребительский спрос: "Уже сейчас нефтяные компании продают на АЗС топливо со скидкой. Это означает, что покупательская способность выходит на определенные пределы. Когда в экономике страны происходят изменения такого сложного характера, как сейчас, фактор покупательской способности становится весьма значимым".
При этом А.Голомолзин подчеркивает, что с начала этого года в России топлива произведено и продано на бирже больше, чем за аналогичный период прошлого года. Запасы нефтепродуктов находятся на достаточном уровне, а с мая ни один из НПЗ уже не будет находиться на ремонте. 
"Да, сейчас тенденция повышательная, но стабилизация ожидается в мае-июне. Скорее всего, в более отдаленной перспективе в треугольнике цен "биржевые-небиржевые-нетбек" произойдет сбалансирование. Думаю, что ситуация придет в точку динамического равновесия через 2-3 месяца. Может, чуть позже. А с учетом того, что курс рубля гибкий, то и нетбэк будет меняться с учетом приспосабливаемости экономики к меняющимся внешним условиям. Таким образом, мы видим факторы, влияющие и на понижение цен, а также факторы, которые могут позволить обеспечить рыночное равновесия", - говорил замглавы ФАС.
"В этом смысле нельзя прогнозировать существенных или резких изменений и цен в рознице. Опт по определению более волатилен, но в рознице волатильности меньше. Поэтому ценовая динамика - обычная", - сказал он, комментируя динамику цен на нефтепродукты в рознице. А.Голомолзин также добавил: "Во многих регионах цены повышаются, но еще нельзя сказать, что они существенно выросли. Есть регионы, где цены снижаются. Так, за последнюю неделю снижение цен отмечалось в Южно-Сахалинске, Чите, Челябинске. Рост цен на АЗС с начала года составил примерно на шесть десятых процента, то есть ниже темпов инфляции".

ИНТЕРФАКС

Количество показов: 13737

Возврат к списку


...

Новости

25.03.2024 Биржевая цена бензина Аи-92 выросла за неделю на 8,1%
Количество показов: 37

22.03.2024 Кабмин может принять новые меры на рынке топлива, в том числе по росту производства
Количество показов: 40

19.03.2024 Вся надежда на Сибирь. Из 45 российских НПЗ атакованы уже 10 — где взять бензин?
Количество показов: 76

14.03.2024 Биржевые цены на бензин и дизтопливо выросли на фоне атак ВСУ
Количество показов: 39

14.03.2024 Биржевые цены на бензин и дизтопливо выросли на фоне атак ВСУ
Количество показов: 40

11.03.2024 Правительство попросили отменить акциз на бензин и дизель.
Количество показов: 101

04.03.2024 В России вступил в силу запрет на экспорт бензина
Количество показов: 72

16.02.2024 Бензин зимует на родине Экспорт топлива продолжает снижаться
Количество показов: 212

01.02.2024 Прозрачная надежда: власти готовят меру сдерживания роста цен на топливо
Количество показов: 600

25.01.2024 Топливу — фильтр: бизнес призвал кабмин ограничить интернет-торговлю бензином
Количество показов: 165


Новости 1 - 10 из 173
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все

Региональные биржевые индексы