г. Санкт-Петербург, Арцеуловская аллея д.23, кор.1 помещение 1437
sales@kirishigroup.ru

+7 (812) 339-54-52
многоканальный
Новости Кириши Групп

Может ли в 2024 году повториться топливный кризис осени 2023 года

15 Января 2024

Рост цен на топливо прошлой осенью оказался хорошо подзабыт на фоне яичного кризиса. Причины подорожания разобраны, решения приняты, стоимость бензина и дизельного топлива (ДТ) упала. Но остается вопрос, могут ли топливные цены опять пойти в разнос на фоне каких-нибудь внешних факторов. Например, сильного подорожания нефти.


По данным Росстата, за первые полторы недели нового года, средние розничные цены на бензин выросли на 26 копеек, а на ДТ - на 10 копеек. Но это повышение было ожидаемо. В начале каждого года увеличиваются акцизы на топливо, что, естественно, отражается на ценах.

В минэнерго, комментируя первую в этом году статистику Росстата, отметили, что внутренний рынок топлива полностью обеспечен предложением. На 9 января товарные запасы автомобильного бензина составляли 2 млн тонн, а ДТ - 3,9 млн тонн. Предпосылок для роста цен выше инфляции нет, однако в отдельные периоды возможны незначительные отклонения от нее, обусловленные особенностями рыночного ценообразования на моторное топливо в России, уточнили в ведомстве.

На бирже в первые две недели этого года также сложилась благоприятная ситуация. Котировки находятся на приемлемом уровне для закупок топлива автозаправочными станциями, который позволяет им работать с прибылью, а не "в ноль" или тем более в убыток, как было осенью 2023 года.

В 2023 году рост биржевых, а вслед за ними и розничных цен на топливо произошло из-за резкого сокращения выплат нефтяным компаниям по демпферу (компенсаций из бюджета за поставки на внутренний рынок по ценам ниже экспортных). Здесь важно, что государство не просто платило компаниям из бюджета, а возвращало им часть собранных налогов за согласие оставить на внутреннем рынке нужные объемы топлива по ценам, рост которых не превышает инфляцию. То есть демпфер оплачивался нефтяниками. Выплаты в сентябре были снижены в два раза, а объявлено было об этом еще весной 2023 года. В результате цены начали расти с начала лета, достигнув максимума в августе и сентябре.

Выплаты уже в октябре вернули на прежний уровень, вроде достигнут статус-кво, но фискальные условия с началом нового года запланировано меняются. Для производителей бензина и ДТ вырастают акцизы, демпфер считается от более высокой внутренней (индикативной - назначаемой государством средней цены), а налоги для нефтяных компаний повысились. Другое дело, что есть уровень инфляции, на который цены могут подняться.

По мнению аналитика ФГ "Финам" Сергея Кауфмана, вероятность повторения топливного кризиса крайне мала. В августе-сентябре 2023 года невероятным образом совпало множество негативных для рынка факторов: попытка снижения демпферных выплат, стремительное ослабление рубля, сезон ремонта нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), активность серого экспорта, рост мировых цен на нефть, окончание сезона высокого спроса и т.д. 


Сейчас внутренний рынок защищен работой демпферного механизма, курс рубля стабилизировался, серый экспорт ограничен заградительными пошлинами, а ремонт НПЗ планируется проводить вне сезона высокого спроса или хотя бы не одновременно. Иначе говоря, предпосылок повторения кризиса крайне мало. При этом мы допускаем, что правительство попробует еще раз видоизменить демпферный механизм, чтобы сократить расходы бюджета, однако в таком сценарии мы ожидаем появление другого стабилизирующего механизма. Например, это может быть квотирование экспорта или появление новых экспортных пошлин. Другой опцией является компенсация расходов на демпфер повышением других налогов в нефтяной отрасли.

Сейчас серый экспорт бензина из России ограничен заградительными пошлинами


С точки зрения портфельного управляющего УК "Альфа-Капитал" Дмитрия Скрябина, в прошлом году цены начали расти еще с лета, на ожиданиях отмены демпфера как раз, плюс был ряд перепродавцов, которые использовали разницу (двукратную) между внутренними и экспортными ценами, увеличивая тем самым спрос на внутреннем рынке для последующей перепродажи на экспорт. После этого, в числе прочих мер по стабилизации был введен запрет для таких перепродавцов, плюс вернули демпфер. Так что при прочих равных ситуация повториться не должна.

Если цены на нефть на внешних рынках будут расти, то даже в этом случае вероятность повторения топливного кризиса ниже, чем в 2023 году, считает начальник аналитического отдела ИК "Риком-траст", к.э.н. Олег Абелев. Причина топливного кризиса прошлого года в слишком большом спреде между внутренним ценами на нефтепродукты в России и внешними. Если удастся этот спред удержать в стабильном состоянии, то кризиса удастся избежать. Задача в том, чтобы не допустить роста внутренних цен выше, чем цены на внешнем рынке на нефть и нефтепродукты.

Наиболее пессимистично высказался директор департамента корпоративных финансов "ИВА Партнерс" Артем Тузов. Он считает, что без изменения законодательства повторение кризиса неизбежно. Поскольку основная причина кризиса - высокие цены на топливо за пределами России, в сочетании с попытками снизить нагрузку на бюджет (демпфер).


Сергей Тихонов


Количество показов: 553

Возврат к списку


...

Новости

02.10.2017 Обзор российского крупнооптового топливного рынка
Количество показов: 12522

26.09.2017 Обзор российского мелкооптового топливного рынка
Количество показов: 14325

21.09.2017 ФАС планирует пресечь схему, которая позволяет нефтяным компаниям симулировать продажи топлива на бирже
Количество показов: 11992

21.09.2017 Цены на бензин возобновили рост
Количество показов: 12508

20.09.2017 Правительство одобрило повышение акцизов на бензин
Количество показов: 11946

12.09.2017 Основные характеристики дизельного топлива
Количество показов: 73397

15.08.2017 Обзор топливного рынка
Количество показов: 12453

08.08.2017 Рекорд повышений цен показал завод «Киришинефтеоргсинтез»
Количество показов: 13075

01.08.2017 Топливо: основные характеристики и особенности
Количество показов: 13431

12.07.2017 Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевое топливо…
Количество показов: 19409


Новости 131 - 140 из 176
Начало | Пред. | 12 13 14 15 16 | След. | Конец Все

Региональные биржевые индексы