г. Санкт-Петербург, Арцеуловская аллея д.23, кор.1 помещение 1437
sales@kirishigroup.ru

+7 (812) 339-54-52
многоканальный
Новости Кириши Групп

Shell предупредила о риске банкротства

10 Сентября 2021

Топ-менеджер розничной сети Shell в России Виталий Маслов предупредил о риске банкротства для части независимых АЗС, занимающих 60% рынка. Сеть Shell уже восемь месяцев генерит 1,5 руб. убытка с каждого проданного литра бензина.


С начала 2021 года оптовые цены на бензин в России выросли на 20–30% (в зависимости от вида топлива), а розничные цены — только на 3–6%. «В такой ситуации бизнес себя чувствует очень некомфортно. Я думаю, что на длинном плече эта ситуация не имеет права быть, потому что начнется элементарная череда банкротств», — заявил на брифинге в четверг, 9 сентября, директор по развитию и операционному управлению сети АЗС «Шелл» в России Виталий Маслов.

Shell работает на российском рынке с 1998 года, с тех пор компания открыла 411 АЗС (из них 233 собственных и 178 — дилерских). Всего в России действует 23 тыс. АЗС, из которых более 60% приходится на независимые сети. У них нет добывающих и перерабатывающих активов, в отличие от вертикально интегрированных компаний, таких как «Роснефть», ЛУКОЙЛ и «Газпром нефть».

Почему независимые сети оказались на грани банкротства

«Вертикально интегрированные компании, которые помимо звена топливной розницы имеют переработку, оптовые продажи и продажи за рубеж, являющиеся высокомаржинальными, имеют возможность оперировать интегрированной маржой», — отмечает Маслов. Но в России 2/3 бизнеса топливной розницы в руках независимых игроков, у которых нет возможности производить топливо и продавать в опт, поэтому они покупают его на бирже, в частности, так поступает Shell.

«Здесь начинаются проблемы — у нас нет интегрированной маржи, мы можем зарабатывать только на топливной рознице, которая сейчас нерентабельна. Мы сейчас генерируем 1,5 руб. убытка с каждого проданного литра [бензина]. Это продолжается на протяжении уже восьми месяцев», — говорит топ-менеджер компании. Из-за этого, по его словам, многим независимым сетям даже банки отказывают в предоставлении кредитов.

По данным исследовательской группы «Петромаркет», общая убыточность торговли на АЗС 92-м бензином наблюдается с начала 2021 года, а с марта оказалась на уровне нуля маржинальность реализации АИ-95 и летнего дизтоплива. К середине июля средняя по России чистая маржа розничной продажи бензина составила минус 1,3 руб. на литр, АИ-95 и летних сортов дизтоплива — минус 0,3 руб. на литр, сообщал «Интерфакс». РБК направил запрос в пресс-службу Минэнерго.

Помимо высоких оптовых цен, еще одна проблема, которая пагубно влияет на развитие розницы в России, — ставки эквайринга. «Сейчас наблюдается диспаритет комиссии за эквайринг для предприятий топливной розницы (и не только) и рентабельности продаж в данной отрасли в России при существенном росте доли транзакций по банковским картам (до 70% в 2021 году)», — указывает Маслов. Он считает, что сложившая система ставок по эквайрингу для сетей АЗС (около 1,5% от стоимости товаров) давно устарела и требует значительного пересмотра в сторону приведения в соответствие со ставками ресторанов быстрого питания (0,9–1%). Комиссия за эквайринг в странах Восточной Европы составляет лишь 0,3–0,4% от стоимости товаров, что является наиболее приемлемым с точки зрения маржинальности бизнеса АЗС и перспектив долгосрочного развития. Сейчас на эквайринговую комиссию сети АЗС тратят до 20% от валового дохода с топливных продаж.

Но Shell не намерена сокращать инвестиции в розничную сеть в России. «Буквально неделю назад мы проводили с руководством брифинг по этой тематике и определению вектора развития. В следующем году мы будем продолжать открывать новые АЗС в России. Нам выделен бюджет», — сказал Маслов. По его совам, Shell — «большая и терпеливая компания», но не хочется доводить ситуацию до того, когда останется всего несколько компаний на рынке независимой розницы.

Как правительство пыталось сбить оптовые цены

Цена бензина АИ-95 в европейской части России достигла исторического максимума на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) 22 июля, превысив отметку 60 тыс. руб. за тонну. АИ-92 также подорожал до рекордных 57,6 тыс. руб. за тонну.

При этом биржевые цены напрямую не влияют на стоимость бензина на АЗС — их рост ограничен инфляцией. В России действует демпферный механизм, в соответствии с которым крупные производители топлива получают повышенные выплаты из бюджета для сдерживания цен на розничном рынке. В итоге крупным нефтяным компаниям, в составе которых есть НПЗ и АЗС, не так страшен рост оптовых цен, но это грозит большими убытками для независимых сетей АЗС.

На фоне продолжавшегося роста цен на бирже некоторые нефтяные компании были вынуждены отложить традиционные ремонты НПЗ, которые проходят летом, а правительство начало подготовку к введению запрета на экспорт бензина из России.

«В случае сохранения биржевых цен на нынешних рекордных уровнях на следующей неделе будет запущен процесс запрета на экспорт бензина, а также может быть рассмотрен вопрос о подписании соглашений с нефтяными компаниями, регламентирующими объемы и уровни цен в оптовом звене», — заявил глава Минэнерго Николай Шульгинов в конце июля.

30 июля ведомство обратилось в правительство с предложением выпустить поручение о запуске в ускоренном порядке процедуры такого запрета. Но этого так и не произошло. «Введение запрета на экспорт бензина не одобрено. Нефтяникам рекомендовано увеличить поставки бензина на биржу в объеме не менее 5 тыс. т в сутки», — рассказывал РБК президент Российского топливного союза (объединяет независимые сети АЗС) Евгений Аркуша по итогам совещания нефтяников с вице-премьером Александром Новаком, которое состоялось 9 августа.

С тех пор бензин АИ-92 подешевел на бирже почти на 5%, до 54,8 тыс. руб., АИ-95 — на 2,7%, до 58,4 тыс. руб. за тонну. Теперь в правительстве не видят рисков роста цен на бензин, наоборот, есть вероятность снижения его стоимости осенью, сказал журналистам Новак 1 сентября. По его словам, экспорт бензина сократился почти до нуля, хотя правительство и не вводило запрета. Основной экспортер — компания «Сургутнефтегаз» — поставляет весь объем бензина на внутренний рынок.

«Эти дополнительные меры [помогли добиться], чтобы на бирже ушел ажиотаж и цена частично скорректировалась. Поэтому я думаю, что с традиционным падением спроса с наступлением осени она будет еще более нормальной», — добавил вице-премьер.


Автор
Тимофей Дзядко

Количество показов: 5211

Возврат к списку


...

Новости

16.02.2024 Бензин зимует на родине Экспорт топлива продолжает снижаться
Количество показов: 470

01.02.2024 Прозрачная надежда: власти готовят меру сдерживания роста цен на топливо
Количество показов: 892

25.01.2024 Топливу — фильтр: бизнес призвал кабмин ограничить интернет-торговлю бензином
Количество показов: 248

24.01.2024 За 14 дней оптовые цены на бензин выросли на 15%
Количество показов: 247

22.01.2024 По-хорошему не хотят. Цены на бензин на историческом максимуме, речь снова идет о запрете экспорта
Количество показов: 423

18.01.2024 В России сократился объем производства топлива
Количество показов: 468

15.01.2024 Может ли в 2024 году повториться топливный кризис осени 2023 года
Количество показов: 560

11.12.2023 Почему топливо в рознице дешевеет медленнее, чем на бирже
Количество показов: 675

01.12.2023 Вышло баком: в 58 регионах РФ зафиксирован рост цен на дизель. В Госдуме намерены предложить кабмину вернуть запрет на экспорт топлива
Количество показов: 1297

28.11.2023 Цены на сжиженный газ в России взлетели до максимума за два года
Количество показов: 745


Новости 11 - 20 из 176
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все

Региональные биржевые индексы